ART CLUB
ART CLUB
Всё о Мейерхольде: чем запомнится новый театральный сезон Александринки, посвящённый 150-летию
великого режиссёра
Авторы: Елизавета Трубина, Валерия Гончаренко

Фестивали, перформансы, выставки, концерты – это и многое другое ждёт зрителей, уже начиная с ноября

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин отметил, что на 10 февраля 2024 года – день рождения Всеволода Мейерхольда – запланировано одно из главных событий предстоящего сезона: показ спектакля «Мейерхольд. Чужой театр». В настоящий момент уже ведётся активная подготовка к премьере.
Валерий Фокин
Фото: Елизавета Трубина
«Спектакль будет сделан по подлинному тексту стенограммы отдельных репетиций, воспоминаний режиссёра. Но самое главное – в основу постановки ляжет известное собрание под названием «Чужой театр», которое происходило в 1937 году. Была даже соответствующая статья в газете «Правда». Это собрание, на котором обсуждалась «неправильная» линия мейерхольдовского театра. После него буквально через несколько месяцев театр был расформирован», – поделился Валерий Фокин.

В рамках встречи художественный руководитель Александринки углубился и в трагическую биографию Всеволода Эмильевича Мейерхольда. После того, как театр режиссёра был ликвидирован, Константин Станиславский протянул ему руку помощи и пригласил к себе в Музыкальный театр. Там Всеволод Эмильевич проработал некоторое время, но и так и не сумел воплотить в жизнь свои замыслы – оперы «Дон Жуан» и «Семён Котко».

В 1939 году Мейерхольд приезжает в Ленинград – невероятно важный для него город. Именно здесь сформировались его режиссёрский опыт и мастерство: и в студиях, и, конечно же, в Александринском театре, где было поставлено 19 спектаклей. Среди них такие неоспоримые шедевры, как «Гроза», «Дон Жуан» и «Маскарад».
Фото: Елизавета Трубина
«Последняя постановка подвела черту ухода одной эпохи и начала другой жизни. Это знаменательный, феноменальный спектакль. Премьера была в феврале 1917 года, когда на улицах уже стреляли, когда уже не ходили трамваи и премьера была под угрозой», – подчеркнул Валерий Фокин.

Вернувшись в Ленинград, Мейерхольд ведёт переговоры с художественным руководителем Леонидом Сергеевичем Вивьеном по поводу работы в Александринском театре, в те годы называвшемся Пушкинским. А годом позже, в 1940-м, Всеволода Эмильевича расстреливают за «активную шпионскую работу, направленную против СССР».
«Замкнулся круг: в Александринке Мейерхольд начинал, затем вернулся обратно в этот город, в этот театр, а потом всё закрылось, закончилось. Есть в этом что-то мистическое. Ничего в жизни не бывает случайны», – заметил Валерий Фокин
К слову, спектакль «Мейерхольд. Чужой театр» не единственная премьера грядущего театрального сезона Александринки. Вторая постановка в честь юбилея Всеволода Эмильевича называется «Мейер». Это работа Кирилла Люкевича, молодого режиссёра Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова, представляющая собой фантазию на тему разных постановок и личной жизни Мейерхольда, без вклада которого сложно представить современную театральную реальность.
«Гениальность Мейерхольда состоит в том, что он имел огромную связку
ключей от театральных систем. Он находил ключи к любому театральному
жанру», – заключил Фокин
Помимо вышеперечисленных событий, Александр Малич анонсировал мероприятия, приуроченные к 150-летию Всеволода Мейерхольда, которые пройдут на Новой сцене Александринского театра в течение нового сезона «Мейерхольдоведение».

Прежде всего планируется провести три больших фестиваля, названия которых легко запомнить с помощью шифра «М.150.11».
«М» – это джазовый фестиваль «JAZZ М», который пройдёт с 10 по 12 ноября. Всеволод Эмильевич любил джаз, и во многом благодаря его деятельности этот музыкальный стиль прижился в театре. Неслучайно и встречу на Новой сцене Александринского театра открыл музыкально-импровизационный перформанс. Музыканты Дмитрий Тыквин, Константин Оганов и Владимир Григ исполнили джаз на традиционных, авторских и электронных инструментах, общаясь между собой с помощью азбуки Морзе.
Всего в рамках фестиваля «JAZZ M» задумано шесть концертов: каждый вечер по два на Большой сцене и один концерт в Чёрном зале.

Кроме того, зрителей ждут презентации музыкальных альбомов и встречи с такими известными исполнителями, как Андрей Красильников, Алексей Бобровский, Вячеслав Гайворонский и Михаил Марышев.

Также в дни фестиваля «JAZZ M» прямо в фойе Новой сцены состоится большой перформанс «Скрытые» под эгидой благотворительного фонда «Антон тут рядом».
Фото: Елизавета Трубина
В ноябре можно будет посетить и медиации – подробные экскурсии с погружением в тему Александринского театра и разговорами о Мейерхольде.

Последний месяц осени завершат и встречи с участием Валерия Фокина, посвящённые разговорам о Всеволоде Мейерхольде и о польском театральном режиссёре Ежи Гротовском.
«150» – это февральские даты (9-11 февраля 2024 года), ознаменованные выходом премьеры Валерия Фокина «Мейерхольд. Чужой театр». Вокруг этого события, приуроченного к юбилею театрального режиссёра, будет организован большой межинституциональный фестиваль. Он объединит не только Петербург, но и другие российские города, чьи культурные институции близки по духу Новой сцене.
Будут лекции, концерты, перформансы и видеопоказы. По задумке организаторов, такое решение призвано расширить пространство Новой сцены, чтобы во всеуслышание рассказать о 150-летии Всеволода Мейерхольда и его творческой деятельности.

На дни фестиваля также запланированы экскурсия-променад «Петербургские адреса Мейерхольда», public talk «Мейерхольд в искусстве сегодня» и авторский цикл лекций известного мейерхольдоведа Вадима Щербакова.
«11» – это одиннадцатый день рождения Новой сцены Александринского театра. Фестиваль в честь этого события состоится 18 и 19 мая 2024 года.
«Вот три важных точки, через которые мы пунктиром протянем остальные мероприятия, связанные со Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом», – подчеркнул Александр Малич
Одним из самых долгожданных мероприятий, пожалуй, станет встреча «Отклики Мейерхольда», назначенная на 19 января. Валерий Фокин, Марина Неелова и ведущие артисты-корифеи Александринского театра соберутся вместе, чтобы поговорить о творческом методе Всеволода Эмильевича. Это уникальное событие будет транслироваться с помощью медиацентра Новой сцены.

Кроме фестиваля, февраль 2024 года будет насыщен и другими мероприятиями. Так, 5 февраля в Царском фойе Основной сцены Александринского театра откроется выставка «Мейерхольдовские образы Александринки». В этот же день планируется премьера документального фильма «Мейерхольд в Александринке», а 26 февраля состоится научно-практическая конференция «Мейерхольд и русский театр: теория истории и практика педагогики». Место её проведения ещё уточняется.
Фото: Елизавета Трубина
«Еще немаловажно, что мы объединяемся с ИТМО и открываем Лабораторию новых медиа, которая занимается изучением всевозможных новых течений в искусстве, в том числе в медиаискусстве. В этот раз Лаборатория собирается перенести принципы биомеханики Мейерхольда в виртуальное пространство. Работа уже кипит, и, наверное, к майскому фестивалю мы покажем, как биомеханика может выглядеть в VR-очках, в совершенно иной для нас плоскости», – добавил Александр Малич.

На пресс-конференции Валерий Фокин и Александр Малич упомянули далеко не все события, которые состоятся в рамках «особого» театрального сезона Александринки. Безусловно, посетителей Новой и Основной сцен будет ждать немало приятных сюрпризов и открытий, связанных с жизнью и творчеством Всеволода Эмильевича Мейерхольда.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website