Tilda Publishing
ART CLUB
Анатолий Васильев: Мы приходим в театр по любви, такими любителями и остаёмся
Автор: Елизавета Кочергина

Проект «Учителя» — это цикл вечеров-воспоминаний о легендарных режиссёрах и актёрах, которые когда-то были связаны Александринским театром. Финалом стали творческие встречи с педагогом Анатолием Васильевым, который посвятил режиссёрскому искусству и театру всю жизнь

Вечер первый

«Учителя люди, которые имели влияние на нас в течение жизни...»

Валерий Фокин

В основу мероприятия лёг диалог художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина и режиссёра Анатолия Васильева о реформаторе театра, теоретике и режиссёре Ежи Гротовском. В жизни обоих режиссеров он сыграл особую роль — роль учителя.


Имя Гротовского часто звучит сразу после Станиславского, Мейерхольда и Арто. Он считается мыслителем и практиком, оказавшим основополагающее влияние на развитие мирового театрального искусства.

Анатолий Васильев
Фото: Полина Янова
Гротовский окончил Высшее государственное театральное училище в Кракове в 1960 году. В ходе своей стажировки в Московском ГИТИСе он изучал методики работы таких режиссёров, как Станиславский, Вахтангов, Мейерхольд и Таиров. Гротовский обнаружил глубокие связи между различными театральными системами XX века, что явилось инновацией в истории театра.

Его не стало в 1999 году. Спустя четверть века после ухода великого режиссёра разговоры о его значимости в становлении российского и мирового театра не угасают.
Валерий Фокин и Анатолий Васильев
Фото: Полина Янова
«Ученик должен быть готов встретить своего учителя», — так Анатолий Васильев начал историю своего знакомства с Гротовским. Их первая встреча состоялась на конференции в Брюсселе. Режиссёр рассказывал о своих театральных методах и взаимодействии с актёрами. Всё это оказало огромное влияние на Васильева. После знакомства они начали видеться чаще.

На творческом вечере Валерий Фокин, в свою очередь, поделился впечатлениями от впервые увиденного спектакля Гротовского: сразу после выхода из театра он не смог произнести и слова, сформулировать мысль было сложно. Спектакль его поразил и озадачил.
«Он сделал зрителя полноценным свидетелем акта творчества в эмоциональном смысле этого слова. В его искреннем театре нет вялого созерцания. Гротовский, вслед за Станиславским и Мейерхольдом, одна из немногих фигур, которая останется в истории ХХ века как истинный реформатор», — отзывается Валерий Фокин
Вечер второй

«Если мы приходим в профессию по любви мы лишь любители. Но наступает момент, когда мы переходим эту черту и становимся профессионалами. Мы уже приклеиваемся к искусству, и оно становится для нас жизнью и судьбой...»

Анатолий Васильев

Два года назад было написано предисловие к книге Натальи Исаевой «Годы странствий Васильева Анатолия», и вот сам режиссёр, уже в 2023 году, устраивает творческую встречу на Новой сцене Александринского театра.

Анатолий Васильев всемирно известен по таким спектаклям, как «Маскарад» (1992), «Без вины виноватые» (1998), «Амфитрион» (2002), «Тереза-философ» (2007) и многим другим.
Фото: Анна Фейш
Мероприятие было посвящено обсуждению книги «Годы странствий Васильева Анатолия», написанной хорошей знакомой режиссёра, его переводчицей на протяжении двадцати лет, Натальей Исаевой. Исаева хотела, чтобы произведение успело выйти при её жизни, однако этого не случилось. Её не стало в 2022 году, и Анатолий Васильев сам дописывал предисловие и послесловие книги.

Говоря об авторе, Васильев не мог не сказать о ней как о критике, о человеке, который, имея представление о внутренних театральных процессах, сумел описал творческую составляющую жизни режиссёра.
«Критик не может быть необразованный. Не может отсутствовать серьёзная философская и литературная база. Без этого он не критик, а искусствовед», — то первое и самое основное, что выделил Васильев в личности Исаевой
Вместе с тем режиссер отметил, что пишущий о театре человек должен искренне любить искусство, постоянно находиться в нем и наблюдать за существующими там людьми. Все это было свойственно Наталье Исаевой, и именно поэтому у неё получилось так тонко и точно передать различные состояния, настроения и мысли Васильева.

В книге «Годы странствий Васильева Анатолия» она не просто описала его биографию, а поместила режиссёра «в контекст культуры». Для самого Васильева эта книга — «свидетельство эпохи».
Фото: Полина Янова
Режиссер обозначил три главные составляющие книги

  1. Зрители, которые впечатляются тем, что происходит на сцене, и описывают свои эмоции.
  2. Творчество режиссёра, помещённое в контекст, в культуру от Востока до Запада.
  3. Точность передачи грамматики театра, процесс создания спектакля «от и до».

Главные качества, которые ценит в людях режиссёр, — это образованность и профессионализм. Он даже пускает театроведов вольнослушателями на свои лекции, считая, что критик должен пройти все стадии подготовки спектакля: со стороны режиссёра, актёров и художников.
«Тот человек, который пишет о театре, должен быть внутри этой работы. Нельзя описать музыку, если ты не читаешь партитуру», — полагает Васильев
Этот творческий вечер долго не хотел подходить к концу. Вопросов о книге, творчестве и жизни режиссёра было так много, что микрофон буквально «летал» по залу. Анатолий Васильев – удивительный человек, который сейчас редко появляется на публике. Поэтому увидеть и услышать столь проницательного автора, Режиссёра «нашего времени» (именно с большой буквы) и редкого творца было по-особенному невероятным событием.
Фото: Полина Янова
4 режиссёрских секрета Анатолия Васильева
  1. Вся практика русского театра основывается на системе задач. Задача всегда поселяется в разуме, а действие – в теле. Всякое «названное» действие перестаёт быть действием и становится задачей. Поэтому в работе я никогда не называю действие.
  2. Хорошо сделанная вещь не ухудшается во время эксплуатации, а улучшается.
  3. Моя мечта связана не с текстом, а с самой сущностью искусства. У меня нет произведений, которые я обязательно хотел бы поставить на сцене, но есть идеи, которые хотел бы воплотить.
  4. Для меня творчество начинается с эстетики, а не с идеологии.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website