ART CLUB
ART CLUB
«В горы за тобой»: спектакль о любви, войне и свободе
Автор: Елизавета Полникова

Национальный колорит своего сценического искусства в Петербург привез Чеченский государственный театр имени Ханпаши Нурадилова. Показ спектакля был приурочен к 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Представление уже с большим успехом прошло в Грозном, Ялте, Москве и многих других городах. Теперь же зрители смогли увидеть постановку по пьесе Олега Михайлова на Новой сцене Александринского театра. Спектакль Хавы Ахмадовой раскрывает особенности самобытности чеченского театра и рассказывает историю о светлой любви, тяготах войны и ужасах репрессий

Жуткий военный реализм и история чеченского народа
Спектакль повествует о судьбах двух главных героев — молодой учительнице Нине, живущей в оккупированном Харькове, и сапёре Юнусе из Грозного. Она вдова – он вдовец. Они встречаются, когда Советская армия приходит освобождать город, и постепенно дружеское знакомство перерастает в глубокое чувство. Но в этой истории война и любовь идут рука об руку.

Герои не могут забыть о войне в романтические минуты — так, простые беседы о былой жизни, новогодних праздниках и даже о созревании чувств перебиваются воспоминаниями о голоде, трагических смертях и вопросами о предательстве.
Фото: Анна Кравченко
Зрители слышат немало тяжёлых историй, в спектакле задаются горькие военные мотивы. Сжигать художественную литературу — это кощунство? А если тебе грозит гибель от холода? Убить кошку — это преступление? А если больше не осталось еды? Вступить в отношения с немцем — это предательство? А если по-другому тебя ждёт смерть близких и твоя собственная?
Война переворачивает ценности вверх дном, обнажая во всех этих вопросах страшное «а если». Поступиться можно многими принципами ради жизни. В этом заключается жуткий реализм тех лет
Тема Великой Отечественной войны и суровых лишений нашему театру не нова. Однако же для российского зрителя история чеченского народа, который был подвержен репрессиям и депортации в военные годы, станет оригинальной.

Юнус сталкивается с выбором — изменить в документах имя и национальность, чтобы продолжать бороться против нацистов, или оставить боевых товарищей, возлюбленную и отправиться вслед за семьёй в изгнание. Долг военный противопоставлен долгу перед малой родиной, и в этом трагедия жизни не только Юнуса, но и всего чеченского народа.

Создатели спектакля поднимают проблему, позабытую или вовсе не известную – по крайней мере, для молодой публики. Это делает постановку особенной – исторически важной.
Национальный колорит:
диалоги и актёры
Из спектакля можно многое почерпнуть о чеченской культуре, проникнуться национальным духом народа. Красочные поговорки и семейные традиции зрителям поведают Юнус и его сестра Закият. Обычай сохранять пламя в очаге и забирать из него угли в новый дом станет яркой деталью, которую герои пронесут с собой через весь спектакль. Примечательно, что в постановке на русском языке главные слова о любви дважды произнесут на чеченском:
«Хьо — сан дега безам, сан дахаран йоза»
(прим.: «Ты — любовь моего сердца, ты — моя судьба»)
Среди актёрского состава только Ольга Кабо, сыгравшая Нину, — русская артистка, приглашённая специально для работы с театром имени Нурадилова. Героиня Кабо проживает на сцене опыт общения с чужой культурой и последующего её принятия как свою родную. В лице Сулеймана Ахмадова, исполнившего роль Юнуса, отражается собирательный образ мужчины-чеченца, тогда как Мадина Пицуева через Закият отображает чеченских женщин с их устоями и моральными принципами.
Фото: Анна Кравченко
Шамиль Алханов блестяще воплотил беспринципного майора Гурбанского, который станет очередной помехой между светлыми чувствами Юнуса и Нины. Актёр, как и Ризван Халиков, сыгравший солдата Егорова, поразительно точно переняли фактуру движений военных из советского кино, мастерски справившись со своими ролями.
Война, любовь, свобода: атмосфера спектакля в трёх состояниях
Война читается в каждом уголке сцены. Смена декораций и внешнего образа героев передают ход времени и настроение военного положения. Главные герои встречаются в квартире Нины — она разрушена, утопает в пыли, песке и мелких щепках, а сама женщина погребена под грудой тряпья у печи, одетая в такое же тряпьё.
Фото: Руслана Юркова
Освобождение Харькова отражается и в пространстве: дом становясь аккуратнее, уютней. Героиня переодевается пусть и в очень скромное, но опрятное платье, укладывает волосы. Когда в её жизни чёрным роком появляется майор Гурбанский, новый статус женщины угадывается по изысканной одежде.

Военные действия также сопровождаются спецэффектами — дымовая машина создаёт ощущение горящих и разбомбленных домов, по развалинам которых ходят сапёры в поисках заложенных мин: Юнус и его ближайший друг – товарищ Егоров. Нагнетающую атмосферу и чувство тревоги заставляет почувствовать музыка — композитор Максим Дунаевский создал пронизывающее волнительным ожиданием музыкальное сопровождение.
Фото: Руслана Юркова
Нагнетающую атмосферу и чувство тревоги заставляет почувствовать музыка — композитор Максим Дунаевский создал пронизывающее волнительным ожиданием музыкальное сопровождение.

Жуткие декорации встречают Юнуса по возвращении домой. На сцене лежат гробы. Когда по ходу рассказа о невзгодах семьи сестра солдата Закият поднимает их, они превращаются в могильные камни каждого из погибших родственников. Это уже не жертвы войны, но жертвы сталинских репрессий. При создании декораций творческую находчивость проявила театральная художница Натали-Кейт Пангилинан.
Фото: Руслана Юркова
Любопытно и световое решение в некоторых сценах — фонарь гаснет и вспыхивает вновь, морганием показывая зрителям течение времени через смену поз актёров, которая происходит в моменты затемнения. Мы точно смотрим на фотографии, сюжетно показывающие постепенное сближение героев.

Символом любви и свободы для главных героев становятся горы, куда Юнус и Нина так мечтают уехать. И в финале спектакля мы их видим — тонкая граница света вырисовывает величественные контуры кавказского пейзажа. Игра света и тени, так просто и изящно устроенная, передаёт красоту и торжественность момента в силуэтах гор — непоколебимых для несчастий и войны, но открытых для любви и свободы.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website