ART CLUB
Спектакль «Женщины Есенина» — взглянуть в душу поэта
Автор: Александр Смоляк

Уже не в первый раз честный спектакль «Женщины Есенина» МХАТ Горького заходит в гости к Михайловскому театру. Спектакль о личной жизни Сергея Есенина, которая напрямую связана с процессом творчества, наполнена внутренними терзаниями самого поэта. Режиссёр Галина Полищук открывает жизнь русского лирика без приукрашиваний, поэтому история способна удивить в том числе и осведомлённых зрителей

Закрученная догадками, личная жизнь Есенина многолика. Он таит в себе душевный порыв, о котором мы знаем по творчеству поэта. Спектакль даёт зрителю прикоснуться к трагедии его жизни. Представить поэта без трагедии почти невозможно, представить Сергея Есенина без ударов любви нельзя.
Фото: НОВАТ
Спектакль охватывает основные события жизни поэта, опираясь на его взаимоотношения с некоторыми женщинами. Здесь и первая Анна Изрядовна, сопереживающая Галя Бениславская (Кристина Шмырина), внимательная Соня Толстая (Наталия Медведева), искренняя Зинаида Райх (Алиса Гребенщикова) и очаровывающая Айседора Дункан (Екатерина Волкова). Здесь же родная мать Татьяна Титова (Екатерина Стриженова). Не забывает режиссёр и о близком друге Есенина — денди-поэте Анатолии Мариенгофе (Николай Коротаев).
Фото: Пресс-служба МХАТ Горького
Первое, что бросается в глаза зрителю при просмотре спектакля – сама сцена, которая на протяжении всего действия обустроена цепляющими зрителя деталями: кафе «Стойло Пегаса», комната поэта, родной дом, русские улицы. До конца спектакля хочется разглядывать, замечать и расшифровывать знаки режиссёра в виде метафор, символов и декораций – какими бы они ни были иногда запутанными.

Например, девушка, олицетворяющая берёзу, передвигается в некоторых сценах от начала до конца, как и её напарница с гармонью.
Оказывается, что они символизируют мир деревни и мир города. Поэт же стоит на пересёлке: вдали – город, спереди – деревня. Он не знает, где ему быть.
Удачна метафора с разлетающимися жёлтыми листьями клёна. Она не только указывает на пору года, но и, что важнее, даёт зрителю ощутить неспокойствие и терзания поэта, вызванные вступлением в брак. Быт ограничивает творчество Есенина, не создан он для него: надежда на лучшее и на размеренную жизнь будет с ним и с каждой его следующей женщиной напрасна.
Фото: Пресс-служба МХАТ Горького
Отдельно хочется упомянуть сценографию спектакля. Она представляет собой вращающуюся платформу, позади которой находятся, меняясь, то солнце, то луна. Этот светящийся круг окрашивает пространство, задаёт конкретное настроение в определённую ситуацию спектакля. Если кровавая драка в баре — солнце окрашивается в алый, если животрепещущий танец Айседоры Дункан — сияет белым светом. Зритель тут же начинает примерять на себя настроение ситуации со сцены без слов актёров. Декорации постановки разнообразны и применимы по ходу развития истории. Платформа кружится, останавливаясь в момент, когда то или иное оформление становится уместным.
Фото: Пресс-служба МХАТ Горького
Одна из важнейших декораций – кровать, которая служит ареной для выяснения отношений между Есениным и его женщинами. За пределами кровати отношения завязаны на бурном танце, незаметных переходах, что никак лучше вписывается в видоизменяющие временные рамки спектакля. Роль танца в спектакле достаточно большая. Кроме эмоций героев, он способен без слов передать зрителям дружественную обстановку в миг встречи с Анатолием Мариенгофом — самым близким другом поэта — или показать, как яро Есенин желает Зинаиду Райх.

Переживания героев показаны не только в счастливые моменты, но и в моменты разломанного недопонимания. От зрителя ничего не скрывают: на сцене не пошлость, на сцене, скорее, порыв чувств на грани разгрома души Есенина.
Фото: Пресс-служба МХАТ Горького
Не менее важный режиссёрский прием — «погружение Есенина в себя», назовём его так. Он обращает всё внимание на конкретных героев, передаёт источающий порыв стихов в ситуациях эмоциональных потрясений. Чаще всего всё замирает вокруг Есенина с характерным перед этим звуком и движением, будто что-то пытается вырваться наружу из души поэта. Вероятно, режиссёр обращается к этому приёму, чтобы передать неизбывную боль Есенина.
Фото: Пресс-служба МХАТ Горького
Менее щадящий приём, с таким же характерным звуком, – замедление времени. Теперь время акцентирует на моменте выплеска эмоций не только самого Есенина, но и окружающих. Когда в баре устраивается потасовка, зритель наблюдает за уже упомянутой луной в кровавом цвете, а замедление времени даёт проникнуться сопереживанием к поэту. Удар за ударом без пропусков доходит до его лица, заставляя публику волноваться.

Актёрский состав спектакля подобран точно в сочетании друг с другом. Нельзя сказать, что кто-то недоигрывает или не вписывается в образ конкретного героя. Действительно, видно, что актёры усердно готовились к своим ролям, вникали в историю поэта и пытались его понять.
Фото: Наталия Губернаторова
Андрей Вешкурцев в образе Сергея Есенина обладает как похожей внешностью, так и речью – его словам хочется верить, как верили когда-то женщины и знакомые поэта. Он читает стихи, может быть, громко, для некоторых – слишком. Однако актёр раскрывает порыв, крик творчества, отдушину озорного гуляки. Только Андрей Вешкурцев заканчивает читать стихотворение – по залу разносятся аплодисменты. Чувствуешь – зрителям герой близок. Он, с глубокой раной внутри, метается от одной женщины к другой, но, вероятно, даже с самой любимой – Зинаидой Райх – остаться не способен.

«Вы помните,

Вы всё, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне».

Зинаида Райх (Алиса Гребенщикова) сыграла пылко, резко и смело. Среди всех женщин именно Зинаида Райх запомнилась Есенину больше всего, видимо, видел в ней он много схожего с матерью. Они были знакомы пару дней, но это не помешало поэту сделать ей предложение. Знал ли Сергей Есенин, что каждой своей следующей возлюбленной он будет рассказывать о ней, не раз пытаясь вернуться. Зинаида показана женщиной, которая не просто любила своего мужа, она – женщина, сумевшая постоять за себя, понимающая, к чему приведёт эта неспокойная любовь для неё самой и особенно для её детей.
Фото: Наталия Губернаторова
Не менее значимой подругой была Галя Бениславская (Кристина Шмырина), с которой Есенин познакомился в знаменитом кафе «Стойло Пегаса». Девушка в спектакле сразу запоминается по особенным деталям – жёлтому пальто и пёстрым жёлтым колготкам. Актриса смогла передать жертвенную, невзаимную любовь Гали, поскольку для Есенина она была лишь удобной женщиной, спасительницей.
«Милая Галя! Вы мне близки как друг.
Но я Вас нисколько не люблю как женщину.
С. Есенин».
Она долго не могла с этим смириться, продолжала выслушивать переживания поэта и готова была исполнить любую его волю. Привязанность Гали в спектакле показывается её хрупким, марионеточным телом. Есенин буквально ведёт женщину в психологическом танце.
Фото: Пресс-служба МХАТ Горького
Американская танцовщица Айседора Дункан (Екатерина Волкова) и Есенин были взаимно влюблены – настолько, что в итоге вместе уехали на Родину девушки. Актрисе удалось воплотить изящные, грациозные движения знаменитой танцовщицы и её обаятельный английский акцент в русской речи. Ходили слухи, почему Сергей Есенин начал встречаться с Айседорой Дункан, ведь за границей поэта почти никто не знал. И хотя они быстро завладели друг другом, в браке два человека такой величины сойтись не смогли. Айседора не раз прощала Есенину рукоприкладства. Их диалог среди публики стыдлив своей правдой: она унижена и разбита, а он не понимает своих же слов и поступков.
Фото: Наталия Губернаторова
Татьяна Титова (Екатерина Стриженова) — вот главная женщина в судьбе Сергея Есенина, и спектакль не забывает рассказать фрагментами её историю. Выясняется, что проблемы с женщинами, последующие смятения и пристрастие к крепким напиткам у поэта возникли во многом из-за матери. Она вышла замуж за мужчину, которого вовсе не любила, родила Серёжу и сделала себя заложницей. Сложные отношения родителей, недостаток внимания со стороны отца, поступки матери — всё это зародило в поэте обиду на каждую представительницу слабого пола.

Есенин избегал женщин, которые его любили, но ему нужно было быть любимым, иначе в его душе открывалась глубокая дыра.

«Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме

Я цедил сквозь кровавый рот:

«Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтраму всё заживет».

Сергей Есенин, может, и хотел бы тишину, счастливый быт со своей женой, но стабильность мешала ему творить. Возможно, искреннего Есенина, без прикрас, смогут вынести не все. Он – не ординарный творец, не идеальный народный поэт, он – прежде всего человек с особой раной. Эта рана, как паразит, мешала ему жить среди людей, но эта же рана заставляла русского классика писать — не с целью заработать, а с целью спасти себя.
Фото: Пресс-служба МХАТА Горького
Приятно видеть, что судьбу Сергея Есенина режиссёр решила оставить на выбор зрителю. Мнений много, каждый волен придерживаться своих взглядов. Конец истории содержит намёк на дальнейшую смерть поэта, но как именно он ушёл из жизни – режиссёр нам не отвечает.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website