ART CLUB

По ту сторону себя: мистика и психологизм постановки «Синий понедельник»

Автор: Елизавета Полникова

Мы постоянно сталкиваемся с выбором, но порой бывают ситуации, когда сделать его тяжело, поскольку душа желает оба варианта. Как смириться с тем, что какая-то возможность при таком раскладе будет упущена? Насколько серьёзно выбор способен повлиять на дальнейшую жизнь и даже становление личности? И получится ли бегать от сомнений и чувства вины вечность? Эти вопросы задаются и раскрываются в мистическом и психологическом эскизе пьесы «Синий понедельник»

Показ спектакля прошёл на Новой сцене Александринского театра в рамках фестиваля «Реверберация. Регионы». Драматург Екатерина Жмырова создала историю глубоко личную и в то же время очень знакомую каждому. Зрелище, над постановкой которого работала режиссёр Екатерина Клеопина, оставляет публику со странным послевкусием горечи и облегчения.
Постер пьесы
По сюжету молодая женщина Ада едет из Москвы в деревню Бердянка, где прошли её детство и юность. Сначала кажется, что постановка будет лёгкой комедией. Забавные перепалки Ады с таксистом по кличке Шуба и впоследствии закрутившийся между ними роман на одну ночь не обещают зрителю ничего серьёзного. Настораживает только упоминание «синего понедельника» — определённого дня в новом году, когда накатывает сезонная депрессия и совершаются самоубийства.

Настроение действия резко меняется, стоит только героине остаться одной в семейном доме в Бердянке. Ведь там Ада встречает… себя. Та, другая Ада, напоминает о сказке про Олю и Яло — тут почти тот же случай, просто имя, как его ни прочти, будет звучать одинаково. А ещё, в отличие от доброго советского кино, здесь не причудливое королевство кривых зеркал, а мрачное взрослое двоемирие. Мистика это или метафора внутреннего диалога героини — зритель решает сам для себя.
Итак, две Ады и две жизни
Одна женщина никогда не покидала Бердянку, у неё проблемы с алкоголем, сельский говор и «манеры», но зато она наслаждалась любовью к малой родине и заботилась о матери. И вторая, наша главная героиня, — столичная штучка, успешная карьеристка в дорогом пальто, но снедаемая работой, без любви, без ощущения дома. Живёт с чувством вины за то, что сдала мать в дом престарелых и редко навещала, пока та не умерла.

Совсем разные, две версии одной личности, прошедшие каждая свой путь, они встретились, чтобы Ада смогла примириться с прошлым, с принятым выбором и простить саму себя. Как зритель невольно вспоминаешь, доводилось ли тебе когда-то стоять перед таким же судьбоносным выбором. И гадаешь, как бы выглядело твоё «отражение» при другом раскладе.

Спектакль увлекает диалогом, происходящим одновременно снаружи и внутри одного человека. Актрисы деревенской и московской Ады — Алина Кикеля и Алина Дяченко соответственно — воплотили удивительно похожих друг на друга героинь с абсолютно разными жестовыми палитрами. В один миг они даже меняются телами, резко перенимая повадки своего «отражения», что только упрочивает у зрителя восприятие их как одно целое.
Фото: Pro Art's
Пьеса Екатерины Жмыровой гибкая и кинематографичная. Она полна зрелищных образов, мистических символов и имеет множество вариантов воплощения. Так, разные режиссёры могут изобразить историю Ады как жуткую, сверхъестественную страшилку или как психологическую драму, завязанную на ярком внутреннем монологе героини. А можно, как это сделала Екатерина Клеопина, остановиться где-то посередине, сохраняя приятный шлейф недосказанности в финале — пусть зритель сам решает, что это было.

У «Синего понедельника» большой потенциал для театра и даже кино ввиду его возможных и приемлемых спецэффектов. В рамках фестиваля спектакль проходил в формате эскиза, но примерные декорации и костюмы были представлены на суд публике. Музыкальное сопровождение и голосовая запись разговора с призраком матери дополнили ощущение нереальности происходящего. Сценография, пусть пока только приблизительная, гармонично передала общее настроение истории. Трогательным дополнением стали кадры семейной хроники команды, работавшей над постановкой, — ими и завершился спектакль, который в какой-то степени оказался личным переживанием для каждого зрителя.
«Синий понедельник» — это история не столько про поиск ответов, сколько про принятие истины
А истина в том, что каждый выбор правильный, потому что мы делаем его, исходя из сильнейшего в тот миг желания. И у нас хватит сил, чтобы примириться с собственными горечью и сожалениями. Надо только принять своего внутреннего двойника.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website