ART CLUB
ART CLUB
«Отелло» по-чеченски: спектакль о страстной любви и всеразрушающей ревности
Автор: Анна Фейш

Основная сцена Александринского театра. Дают «Отелло» Шекспира в исполнении актёров Чеченского государственного драматического театра им. Нурадилова. Режиссёр — Роман Мархолиа. Время 19:30, начало спектакля задерживают: зрителям раздают наушники. Спектакль поставлен на родном языке актёров, поэтому нужна помощь техники. Но свет гаснет, постановка начинается

Первая сцена совсем короткая. Заговор двух военных: Яго, в исполнении Рамзана Умаева, и Родриго (Шамхан Уцемиев). Действие происходит в Венеции. Каждый преследует свою цель: звание, деньги, женщина. А способом достижения становится разрушение брака Отелло и Дездемоны через сплетни об измене жены.

Новость о помолвке главных героев быстро облетела всю Венецию. Только отец невесты недоволен праздником. В спектакле эта сцена немного скомкана. Зрителям, которые не читали Шекспира, может быть не совсем понятно, что происходит на сцене. Но одно ясно точно: Мавра отправляют защищать Кипр от турецких войск, и Дездемона решает ехать с ним.
Фото: Анна Фейш
Стремительное развитие событий, его подкрепляет грамотная игра света, за что благодарность Владимиру Ковальчуку. Темперамент чеченских актёров, особенно Рамзана Умаева (Яго) и Хавы Ахмадовой (Эмилия), создают особое напряжение внутри. При этом необычайно красивая Мадина Пицуева (Дездемона) своей лёгкой походкой и звенящим смехом как будто покрывает душу бальзамом.
Фото: Анна Фейш
Развитие сюжета идёт столь стремительно, что переводчица, голос которой мы слышим в наушниках, не успевает произносить текст. Гнев, ревность, интриги — всё пролетает перед глазами зрителя. И вот Магомед Умаров (Отелло) уже лежит на полу и воет от боли измены. А вокруг ходит Яго и подогревает это чувство.
Фото: Елизавета Трубина
Никогда мне ещё так сильно не хотелось ударить персонажа пьесы чем-нибудь покрепче. Но ещё большее впечатление производит сцена разговора Яго со своей женой, которая защищает Дездемону. Актёры становятся друг напротив друга и как будто каждый вызывает супруга на дуэль. Сцена длится несколько секунд, но, благодаря постановки света и музыке, очень чётко откладывается в памяти.
Фото: Елизавета Кочергина
Конец произведения трагичен: Отелло никого не слушает, погружённый в гнев он убивает свою жену. Но в постановке чеченского театра одно мгновение растягивается на минуты.
Простыня медленно и элегантно накручивается на шею девушки, пока Мавр раскрывает причину своей ревности. Потом — секунда — и Дездемона падает замертво
Мгновение тишины длится слишком долго. После чего — шум, крики и вот на сцене уже несколько трупов. Дездемона задушена. Мавр осознал, что жена его ни в чëм не виновата, и вонзил нож себе в живот. Яго убит.
Фото: Анна Фейш
Голова пульсирует, занавес поднимается, и руки сами начинают аплодировать. Не знаю, как долго это продолжалось, но в какой-то момент я поймала себя на том, что уже стою, а на глазу чувствуется небольшая слезинка.
Фото: Елизавета Трубина
Да, это триумф ненависти, корень которой — зависимость. Простая зависимость от звания, денег, положения в обществе. Зависимость от собственных эмоций.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website