Tilda Publishing
ART CLUB

Окунуться с головой:

иммерсивная постановка

Валерия Фокина

Автор: София Старинщук

Историческая пьеса Бориса Акунина «Два царя» обрела новый облик в постановке Валерия Фокина. Привычный зал и сцена превратились в цирковую арену, а сам театр стал иммерсивным

В спектакле показан последний день жизни Александра II и покушение на него. Всё это в исполнении актёра Ивана Волкова. Интересно наблюдать за тем, как развиваются взаимоотношения императора и его бывшей любовницы Екатерины Юрьевской (Анна Блинова). Их союз являлся тайной, ведь у Александра II были жена и дети. На протяжении 14 лет любовники писали друг другу письма по три раза в день.
Фото: София Старинщук
В самом начале постановки выбегает актриса Дарья Клименко, играющая роль клоуна, который во время самого шоу периодически появляется на сцене. Мне как человеку, который плохо разбирается в истории, было интересно следить за меняющимися событиями. По ходу спектакля смена сцен и действий главных героев разворачивается настолько быстро, что приходится концентрироваться на каждом слове, чтобы не упустить суть.
«Цирковая арена и перемещение действия в зал развязывает руки. Оно даёт возможность жить игровой стихии. Не говоря о том, что это исторический цирк», —отзывается о постановке сам Валерий Фокин
Очень чётко прослеживается отношение автора к российским царям. Они показаны слабыми и неспособными принимать важные государственные решения.

Оба императора, Александр II и Александр III, страдают от бремени власти. Они ставят на первое место чувство ответственности перед страной, которое заставляет их перешагивать через личные принципы. Именно поэтому они ощущают себя одинокими людьми, окружёнными толпой.
Фото: София Старинщук
Впервые те люди, которые занимали парадные ложи императорского театра, сами становятся героями. В этом видится особый новаторский смысл спектакля. Они не просто декоративные персоны, символизирующие определённую эпоху, они — драматические персонажи.
Сама сцена превращается в политическую арену, на которой каждая из сторон пытается склонить самодержца к себе
Очень эффектно выглядят споры между министром внутренних дел Лорис-Меликовым и Евгением Воронцовым. Они отражают чёткое расхождение между поколениями и абсолютно противоположное отношение к политическим делам.

В отличие от многих лжепатриотов Лорис-Меликов по-настоящему любит родину. Он действительно хочет добра своей стране, поэтому, на пути продвижения манифеста, сталкивается с рядом препятствий. Когда в спектакле внутри императорского театра появляется арена, это точная историческая аллюзия.
Фото: София Старинщук
Особенно меня впечатлила сцена с виселицей: пять человек казнят, а в это время Дама в чёрном (Олеся Соколова) празднует свою победу. Девушка в чёрном — это своеобразное эхо террора, некая третья сила, которая знает всё: что было, что есть и что будет. Антураж этому действию добавляют световые эффекты и хоровой оркестр Александринского театра.

Во время казни на сцену выезжает миниатюрная железная дорога с движущимся по ней составом, внутри стоит убитый Александр II.
Фото: София Старинщук
Из минусов могу отметить, что сама суть спектакля выражена нечётко. Непонятно, с какой целью ставился спектакль и что именно он должен был сказать зрителю. В конце я так ни к чему и не пришла.
После просмотра у меня осталось двойственное впечатление. С одной стороны, шикарная игра актёров, восхищающая визуальная составляющая и музыкальное сопровождение — отдельный вид наслаждения. С другой — в полной мере не раскрыты истинные причины недовольства заключительным периодом правления царя-реформатора.

Открытый финал намекает, что есть исторические события и их сущность. Историческое зазеркалье, подполье и демонстрирует Валерий Фокин в постановке «1881».
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website