ART CLUB
Назад в прошлое на маскарад будущего
Автор: Елизавета Кочергина

Мейерхольд VS Фокин:

«Маскарад. Воспоминания будущего»

150 лет спустя

В 1917 году Всеволод Мейерхольд поставил в Александринском театре спектакль «Маскарад» по одноимённой драме Михаила Юрьевича Лермонтова. Через сто лет Валерий Фокин воссоздал его на той же сцене и назвал «Маскарад. Воспоминания будущего». И вот, хоть и прошло почти 10 лет после премьеры, спектакль продолжает собирать полные залы, а зрители всё так же завороженно смотрят его, проводя параллели с современностью.
Фото: Елизавета Кочергина
Мейерхольду понадобилось около шести лет на постановку «Маскарада». Столько же трудился над созданием эскизов к нему художник Александр Головин. Работа началась в 1911 году, а премьера состоялась только в 1917-м. Это было непростое время в истории Российской империи. После нескольких показов спектакль сняли с репертуара Александринского театра из-за «чрезмерной пышности» для тех времён. Однако через некоторое время он был возобновлён – игрался в разных редакциях. В последний раз его показали в 1941-м — спустя почти год после расстрела режиссёра.
Фото: Елизавета Кочергина
Используя визуальные образы и мизансценические мотивы «Маскарада» Мейерхольда, театральный режиссёр Валерий Фокин с максимальной точностью воссоздал все сценографические и музыкальные детали первозданного спектакля. Над постановкой он работал вместе с художником-постановщиком Семёном Пастухом.
Фото: Елизавета Кочергина
В своём «Маскараде» Фокин на первый план ставит взгляд на ситуацию именно со стороны Евгения Арбенина, которого играет Пётр Семак. Зритель знает и созерцает только то, что видит сам главный герой. Сцены сменяются одна за другой, и вот начинается тот самый бал, из-за которого и случится трагедия.

Впечатляют исторические костюмы и грандиозные декорации: появляются светло-розовые кулисы, а сверху свисают такого же цвета ламбрекены.
Они — своего рода временной коридор, который помогает режиссёру и художнику соединить век Мейерхольда с нашим
Нина, роль которой исполняет Олеся Соколова, и Арбенин – два противоположных по натуре персонажа. Она — нежная, юная, легкая, а он — резкий, нервный, «тяжёлый» характером человек. Главный герой не собирается мириться с неверностью жены — именно так он трактует её поход на бал и потерю браслета. Что она делала? С кем танцевала? В его голове начинается хаос, он теряется в потоке собственных мыслей и догадок.

Это отражается и на сцене: свет гаснет, витрины оживают, «маски» начинают высмеивать Арбенина.

Арбенин, не примирившись со случившимся, решается на отчаянный шаг, который изменит всё и ничего одновременно. Он предлагает Нине мороженое, отравленное ядом, и та с наивной милотой его принимает.
Фото: Елизавета Кочергина
Второй акт начинается с исповеди Арбенина. Он стоит перед закрытым красным занавесом. Только он, микрофон и пустота. Монотонно и очень тихо произносит речь — монолог о том, как он убил жену, во всех подробностях и деталях.

Его слова звучат искренне, но одновременно с душевной сухостью. Он сожалеет? Он ошибся, но, возможно, пока не осознал. Дальше начинаются похороны Нины.
Фото: Елизавета Кочергина
В финале Арбенин узнаёт, что жена его не обманывала. Но что это может изменить? Эту весть приносит «Смерть» — неизвестный в маске, которого по очереди играют народный артист России Николай Мартон и Дмитрий Гирев. От услышанного Арбенин бездыханно падает.

Декорации опускаются до самой сцены, затем поднимаются, оставляя на ней лишь убитого горем Арбенина (его восковую копию). Конец.
Фото: Елизавета Кочергина
Валерий Фокин очень тонко прочувствовал атмосферу той эпохи. Символизм Мейерхольда ощущается с первых минут — шахматная доска под наклоном (сначала без чёрных квадратов), сцена-трансформер, которая в момент оживает, а из-под неё появляются прозрачные витрины. Актёры словно расплываются под звуки шипения, дыхания. Их медленные движения создают эффект погружения в другой мир, перемещения в другую эпоху.
Фото: Елизавета Кочергина
Из декораций в каждой сцене – минимум предметов: несколько столов, стульев, кресел. Всё внимание на себя перетягивают занавесы. Их цвет, в зависимости от настроения героев и обыгрываемой ситуации, становится то жёлтым, то красным, то чёрным, создавая атмосферу сказочного зала.

Сценическое пространство завораживает. В одной из первых сцен для соединения двух временных вех создатели спроецировали на сцене чёрно-белую зеркальную копию зала Александринки — кадры из первого «Маскарада». Благодаря современным технологиям художнику удалось объединить детали из сценографии Головина – светящийся пол, ощущение леса театральных механизмов – и роскошь старого императорского театра.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website