ART CLUB

Музыка, рождённая Кларой Цеткин

Автор: Ксения Трушина

Вторая Международная социалистическая женская конференция, которая проходила в 1910 году в столице Дании, навсегда изменила положение женщин в обществе. Клара Цеткин, женщина-политик из Германии, выступила на этой конференции, чтобы отстоять права женщин. Она боролась за равную зарплату для обоих полов, за избирательное право для женщин, а также за право женской половины общества на аборт и развод

Сегодня эти права кажутся нам обыденным, и мы никогда бы не подумали, что может быть как-то иначе. Но в начале XX века выступление Клары Цеткин повлияло на миропонимание многих женщин. Благодаря этому они осознали, что женщины, как и мужчины, могут голосовать, работать и добиваться успехов в карьере, могут менять мир в лучшую сторону.
Фото: Архив
Клара Цеткин
Неудивительно, что после 1910-х в разных странах начали появляться женщины-композиторы. Мы составили список из пяти выдающихся женщин из разных стран, которые решили связать свою жизнь с языком нот.
Сесиль Шаминад
Французская композитор и пианистка (1857—1944)
С детства Сесиль подавала надежды на блестящую музыкальную карьеру. Сосед-композитор Жорж Бизе даже называл её «мой маленький Моцарт». Именно он посоветовал матери показать девочку профессору парижской консерватории по фортепиано Ле Куппе. И её готовы были принять в консерваторию. Однако отец был против.

По его мнению, девушка из буржуазной семьи должна быть только супругой и матерью. А про самореализацию своей дочери он думать и не собирался.

Несмотря на строгий запрет отца, занятия музыкой девочка не бросила.
Фото: Архив
Сесиль Шаминад
Прошёл не один десяток лет, перед тем как Сесиль Шаминад получила свою главную награду. В 1913 году она, первая из композиторов-женщин, была удостоена высшей награды Франции — Ордена Почетного Легиона.

Однако время никого и ничего не щадит. Даже вечное искусство музыки. Сочинения Сесиль со временем начали выходить из моды. А с началом Первой мировой войны композитор захлопнула крышку пианино и устроилась медсестрой в ближайший госпиталь.
Ребекка Хелферих Кларк
Британский композитор и альтистка американо-немецкого происхождения (1886—1979)
Творческий путь девушки был тернистым: несколько раз ей приходилось начинать учёбу, а потом бросать по различным обстоятельствам. Сложные отношения с отцом, замужество, уход из родного дома — всё это заставляло Кларк бросать музыку. Однако именно музыка подарила ей надежду на светлое будущее.
Фото: Архив
Ребекка Хелферих Кларк
После того, как Кларк ушла из дома из-за очередной ссоры с отцом, она начала карьеру профессиональной альтистки. Это дало ей возможность стать членом различных женских камерных коллективов, в том числе квартета Норы Кленч. В 1912 году Генри Вуд пригласил Кларк в оркестр Куинс-холла. Она приняла приглашение и стала одной из первых женщин, профессионально играющих в музыкальных оркестрах.

Кларк, будучи композитором, часто выпускала в свет свои произведения под мужским именем – композиции, которые она публиковала под собственным, слабо откликались у аудитории. Но зато люди хвалили и аплодировали творчеству мистера Трента, под именем которого скрывалась Ребекка Хелферих Кларк.
Флоренс Беатрис Прайс
Первая женщина-композитор афро-американского происхождения (1887—1953)
В 11 лет опубликовали ноты её первого произведения. А позже она с отличием окончила музыкальную консерваторию Новой Англии. Однако в Ассоциацию преподавателей музыки её не взяли из-за цвета кожи.
Фото: Архив
Флоренс Беатрис Прайс
В 1925 и 1927 годах Прайс получила престижную музыкальную награду, и её Симфония No 1 ми минор была исполнена симфоническим оркестром Чикаго в 1932 году.

Флоренс Беатрис Прайс стала первой темнокожей жительницей Штатов, чьи произведения прозвучали в исполнении ведущего симфонического оркестра. Ей удалось достичь успеха в то время, когда на юге США действовали ограничительные законы для «цветных», а в Нью-Йорке набирало обороты движение «Гарлемский ренессанс», оказавшее огромное влияние на возрождение афро-американского искусства в Соединенных Штатах.
Валентина Серова
Первый русский композитор-женщина и музыкальный критик (1846–1924)
Больших успехов в творчестве достигла в браке с композитором и музыкальным критиком Александром Серовым. В 1867 году Валентина издавала вместе с мужем журнал «Музыка и театр», который просуществовал один год. В России и за границей композитор познакомилась с И. Тургеневым, Полиной Виардо, Л. Толстым, Р. Вагнером, Ф. Листом.

На протяжении жизни Валентина Серова поддерживала дружеские отношения с И. Репиным, М. Антокольским, Ф. Шаляпиным, С. Мамонтовым.
Фото: Архив
Валентина Серова
А после смерти мужа она решила закончить начатые им дела. Вместе с Н. Соловьевым Валентина завершила оперу Александра «Вражья сила», а также издала партитуру оперы «Юдифь», собрала и выпустила в свет 4 тома статей мужа о музыке. Свою жизнь она посвятила музыкальному просвещению и развитию народной культуры.
Луиза Адольфа Ле Бо
Немецкий композитор, которая всю жизнь добивалась одного — её произведения должны быть услышаны (1850—1927)
На протяжении своей жизни Луиза билась с агентами, дирежёрами и директорами театра. А всё для того, чтобы изготовить партитуру, оркестровые партии и наконец выпустить свои произведения. У Луизы не было денег на своё творчество. Репетиции, партитуры, декорации, гонорары — всё это нужно было оплачивать. Из-за своих трудностей, Луиза чувствовала себя непринятой в музыкальных кругах. Однако она не отказывалась идти к своей цели.
Фото: Архив
Луиза Адольфа Ле Бо
В конце жизни Луиза Ле Бо опубликовала автобиографию, в которой она рассказывала о своих переживаниях, концертах и отношениях с коллегами. Эти истории могут вдохновить тех, кто устал бороться за свои идеи, идти дальше и добиваться целей.

История каждой из этих женщин-композиторов схожа с историей жизни Клары Цеткен. Все эти женщины боролись за свои мечты и своё право быть услышанными.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website