ART CLUB

«Молилась ли ты на ночь, Дездемона?»

Автор: Лиана Савченко

Чеченский драматический театр им. Х. Нурадилова представил шекспировское произведение «Отелло». Постановкой занимался талантливый и известный режиссёр Роман Мархолиа. Классическая трагедия проснулась и заиграла новыми, дерзкими и современными мотивами. Рок-музыка, новые образы героев – всё это в исполнении чеченского театра

«Отелло» представляет собой сложное и многогранное произведение, которое затрагивает такие темы, как любовь, добро и зло, социальный аспект, дружбу. Казалось бы, в основе сюжета лежит бытовое убийство из ревности. Режиссёр Роман Мархолиа представил трагедию Шекспира в новых красках, глубоко раскрывая вечные темы в сюжете. Антагонистами выступают Отелло в исполнении талантливого актёра Магомеда Умарова и Яго (Рамзан Умаев). Отелло – это спокойный и мечтательный герой. Яго – интриган, манипулятор и мерзкий персонаж.
Фото пресс-службы Александринского театра
Режиссёр показывает его дерзким, хитрим искусителем, который входит в доверие к другим людям для своих корыстных целей. На сцене можно заметить, как Яго искусно манипулирует как марионетками Дездемоной, Отелло, Кассио и другими персонажами. И, к сожалению, у него это получается, и он в итоге добивается своих целей. Яго активно сплетничает, врёт, обманывает и провоцирует героев на страшные поступки. Режиссёр использует стоп-кадры, когда Яго задумывает хитрый и коварный план. Зритель может почувствовать и увидеть всю жуткую натуру и душу этого героя. Появление Яго сопровождается рок-музыкой и пением Рамзана Умаева для того, чтобы подчеркнуть дерзость и злость героя.
Можно заметить, что Яго похож на дьявола, который пытается подтолкнуть героев к злым, страшным и безумным поступкам. Когда ему это удаётся, он ехидно радуется этому
Роман Мархолиа сделал героев антагонистами по психологическому темпераменту. Мы привыкли в трагедии Шекспира видеть Отелло экспрессивным, вспыльчивым, ревнивым человеком. В то время как в чеченском исполнении образ Отелло выражается спокойным, уравновешенным и хладнокровным героем, который умеет сдерживать свои чувства. Роман Мархолиа умело отошёл от шаблонного образа Отелло. На сцене этот герой предстаёт доверчивым и влюблённым человеком.

Создатели спектакля создали постмодернистский характер. Это можно заметить по цветовой композиции, свету и декорациям. Всё это раскрывает борьбу между добром и злом. Зрителям показали, что даже благородные и праведные люди могут попасться в сети зла.
Фото пресс-службы Александринского театра
Слева на сцене зрители видят античную колонну с крылатым конём. По древней мифологии это символизирует чистоту, покорность и свет. Олицетворяет этот образ Дездемона. Она сама чистота, любовь и свет, которая становится жертвой зла. Актриса Мадина Пицуева играет эту роль по-детски, кокетливо и простодушно, тем самым показывая добрую и светлую душу героини.
Фото пресс-службы Александринского театра
Справа на сцене зритель может наблюдать фортепиано, на котором играют герои. Это символизирует жизнь в её различных проявлениях: чёрный и белый цвет.

Через весь спектакль периодически играла кавер-версия известной музыки Джеймса Брауна «This is a Man’s Man’s Man’s World», которая подчёркивает идею доминирования и патриархата на Земле, в семье, в отношениях. Сама песня звучит с сарказмом, когда персонажи пьесы считают себя победителями и героями. Тем самым режиссёр стремится показать, как низок, слаб и жалок Яго со своими хитрыми и злыми поступками по сравнению с Отелло. Можно заметить зависть Яго к Отелло. Зависть проникает во все уголки жизни и отравляет, а потом и губит жизнь Дездемоны и Отелло.
Фото пресс-службы Александринского театра
Роман Мархолиа показывает, как даже сильный, мужественный и отважный герой может попасть в сети манипулятора. Герой принимает суждения Яго за чистую монету, не замечая, как им манипулируют.

Трагедия «Отелло» в чеченском исполнении представляет собой смесь различных культур, жанров, стилей и эпохи. К концу сюжета герои разговаривают на двух языках: на чеченском и русском. Тем самым показывая, что не существует ни других языков, ни национальностей – это всё временно. А тема – вечна. Играют песни на английском, русском, немецком языке. Создаётся некий микс всего.
Фото пресс-службы Александринского театра
Кроме того, стоит отметить одежду героев, которая тоже выражает характер пьесы. Здесь можно заметить микс моды различных эпох и времён. Например, прекрасный костюм Венецианского дожа эпохи Возрождения, белоснежное пальто и алое платье Дездемоны, солнцезащитные очки Отелло.

Эмилия, жена Яго, предстаёт перед зрителями несчастной женщиной, которая находится в сложных отношениях с мужем. Можно заметить у героини внутреннюю борьбу в душе. Она тоже оказалась жертвой Яго, он ею манипулировал, как и другими героями.
В спектакле доминирует синий, красный, белый и жёлтый цвет. Синий цвет воспринимается как спокойный, гармоничный. Белый – это чистота и доверие. Красный – это кровь и убийство. А жёлтый цвет – это цвет безумия. После убийства Дездемоны Отелло сходит с ума, и поднимается полоса жёлтого цвета
А черная полоса – это смерть и победа зла над добром. В конце спектакля зрители видят бегущую надпись «нет сил смотреть», тем самым доведя трагедию до гротеска.

Таким образом, постановка Чеченского театра произведения Шекспира «Отелло» раскрывается перед зрителями в новом оформлении. Поднимаются вечные темы, смешиваются различные стили и жанры. Режиссер меняет привычные декорации и образы главных героев, происходит переосмысление ценностей и жизни. Зритель видит классическое произведение новым, современным взглядом.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website