ART CLUB

Историческая и Новая:

как менялся Александринский театр

Автор: Надежда Жеребцова

Как Александринскому театру удаётся оставаться одновременно традиционным и современным? Как менялся его облик на протяжении почти двух веков? Что представляют собой две сцены старейшего театра России? Этим вопросам была посвящена лекция на Новой сцене Александринского театра

Генеральный директор архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнёры» Михаил Олегович Кондиайн и заместитель художественного руководителя Александринского театра Александр Анатольевич Чепуров поделились опытом реставрации-реконструкции исторической сцены (2006) и создания Новой сцены (2013) Александринского театра.

С мая 2005 года по август 2006 года проходила реставрация-реконструкция исторического здания Александринского театра. Об этом важном для старейшего театра России событии рассказал доктор искусствоведения Александр Анатольевич Чепуров.
Александр Чепуров
Фото: Надежда Жеребцова
«Это действительно исторический памятник мирового значения. <…> Это здание вбирает в себя многие традиции театральной архитектуры первой половины XIX века. Многие вещи, которые связаны с оснащением этого здания, были впервые применены в Александринском театре. Это был театр новейших технологий в 1832 году», — с гордостью отметил заместитель художественного руководителя театра.
Фото: Дарья Ермолина
Однако спустя почти двести лет исторический памятник пришёл в «ужасающее состояние». Проводка, пережившая два века, самодельный качающийся круг на сцене, ручные подъёмы декораций — так выглядело закулисье Александринского театра в 2003 году.
«Я даже помню, как однажды во время спектакля загорелась декорация, потому что замкнуло проводку на сцене. Игорь Николаевич Волков читал монолог Подколёсина, в то время как на сцене вращалась горящая декорация. И затушить было невозможно, потому что система пожаротушения работала очень относительно», — поделился Александр Чепуров
Такая картина, конечно, выглядит забавно, но, если вдуматься в происходящее, ситуация вызывает ужас и непонимание. Как можно содержать крупнейший и важнейший театр в таком состоянии?

Так думал и Валерий Владимирович Фокин, вступивший в должность художественного руководителя театра в 2003 году. Перед этим он поставил спектакль «Ревизор» в Александринском театре. По словам Александра Чепурова, потребность в реконструкции и реставрации этого здания Валерий Фокин ощутил в полной мере.
Также было важно возродить исторически утраченные предметы. Например, в советское время многие элементы декора уничтожили из-за постановления 1932 года о советизации Александринского театра.
После получения разрешения президента о реставрации-реконструкции Александринского театра, Фокин сформулировал следующую задачу:
«Здание Александринского театра – это историческое здание, это музей. Музей везде, кроме сцены. Сцена, сохраняя архитектурные параметры, должна быть оснащена новейшими сценическими технологиями»
Фото: Анна Фейш
Так в мае 2005 года началась масштабная реставрация-реконструкция театра. Была проделана колоссальная работа. Для начала Валерий Фокин отказался от идеи заменить оригинальное дерево в зрительном зале. Финскую сосну 1832 года отреставрировали и почти полностью сохранили в дверях, на потолках, барьерах лож и стенах зрительного зала. Были обнаружены и воспроизведены орнаменты, некогда обрамлявшие своды. Вернули также элементы декора времен архитектора театра Карла Росси: двуглавых орлов, драпировки, росписи, шёлк, зеркала из Царской ложи.
«Атмосфера зала возвращалась», — вспоминает Александр Чепуров

Сама сцена была оснащена новейшими технологиями света, звука, управления сценой и подъёмами, круг стал накладной. В фойе третьего яруса создали музей Александринского театра, в котором представлены коллекции костюмов, бутафории и реквизита.
Фото: Руслана Юркова
«Мы проходим через площадь Островского, ныряем в арку и оказываемся во дворах Фонтанки, где в начале XX века были построены мастерские, а в 2013 году – открыта Новая сцена Александринского театра», – так началась речь генерального директора архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнёры» Михаила Олеговича Кондиайна.
Михаил Кондиайн
Фото: Надежда Жеребцова
Он поделился со слушателями опытом создания Новой сцены Александринского театра. После завершения реставрационных работ в историческом здании Александринского театра у Валерия Фокина появились новые идеи. Художественный руководитель хотел реализовать более современные тенденции в театральном искусстве, которые не вписываются в историческую сцену. Эта мысль стала толчком к созданию Новой сцены.
Фото: Надежда Жеребцова
Получив государственное финансирование, Валерий Фокин смог приступить к строительству театрального комплекса. Была выбрана территория во дворах Фонтанки за Вагановским училищем. В основу здания легло сочетание кирпичного корпуса декорационной мастерской, стекла, нержавеющей стали и большого количества подсветки.
«Это не рядовая застройка, а храм современного искусства», — отзывается о Новой сцене Михаил Кондиайн
Вестибюль и фойе здания превратились в открытое общественное пространство. Сюда может бесплатно прийти любой желающий, чтобы выпить кофе, посмотреть выставки, которые там часто проходят, или послушать лекции. Также в здании организовывают камерные концерты, конкурсы и творческие встречи. Зрительный зал Новой сцены оснащён новейшими технологиями и способен принимать совершенно разные формы. Это позволяет воплотить любые фантазии режиссёров.
Фото: Надежда Жеребцова
Над зрительным залом расположен репетиционный зал таких же размеров. Кроме того, в здании есть медиатеатр, предназначенный для съёмок видеофильмов-спектаклей — отдельного направления современного сценического искусства. Открытое пространство на крыше тоже активно используется. В хорошую погоду здесь проходят показы фильмов, творческие встречи и занятия йогой.
«Таким образом, получился не просто новый маленький театр, а театр, который может реализовать большой диапазонн новых веяний в режиссуре», — заключил Михаил Кондиайн
Две сцены Александринского театра кажутся совершенно разными. Историческая сцена — продолжение как театральных, так и архитектурных традиций. Новая сцена представляет собой «храм современных искусств». Оба пространства демонстрируют разносторонность театра и его стремление показать зрителям сценическое искусство во всех его проявлениях.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website