История побега от бедности путем лицемерия, угождения. Быть честным с самим собой и другими или врать во имя успеха?
С 23 октября 2015 года в театре «Буфф» показывают спектакль «Дневник авантюриста» режиссёра-постановщика Исаака Штокбанта по мотивам комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Выбор пьесы именно Островского уже заставляет посмотреть этот спектакль, потому что в наше время о драматурге мало говорят, хотелось бы больше наблюдать его пьесы на сцене.
Фото: Милена Кибукевич
Каждый раз в зрительном зале — аншлаг. В предвкушении удовольствия от просмотра пьесы все места заняты. Удовольствие «приходит» с первых секунд, ведь это мюзикл, поэтому нельзя не отметить прекрасное исполнение музыкальных партий. Слушая сольные партии актеров, по коже пробегают мурашки. А песня «Мой дневник» от Андрея Подберезского въедается минимум на несколько дней. И так, например, строчки песни:
«Мой дневник, в котором буду горд, правдив и непорочен Мой дневник, в котором высмеюсь на пошлостью людскою Мой дневник, где буду я хотя б на миг самим собою...» действительно отражают сущность главного героя.
В центре событий находится Егор Дмитрич Глумов - тот самый авантюрист. Егор — молодой человек, который хочет добиться успеха. Однако выбирает он не самые благие способы. Чтобы добиться цели, Глумов подкупает гадалку Манефу, поручает матери писать письма, компрометирующие его удачливого соперника Курчаева, ловко подыгрывает (зная их слабые места) Мамаеву и Мамаевой, Крутицкому и Городулину, льстя им, лицемеря, прикидываясь то смиренным, нуждающимся в наставлениях старших, то пылким любовником, то консерватором, то либералом. Интересно то, что после каждой встречи Глумов записывал все в свой дневник.
Фото: Милена Кибукевич
Андрей Подберезский хорошо показал лицемерие героя, если провести параллель между пьесой, написанной А. Н. Островским и спектаклем «Дневник Авантюриста», именно такой образ представляется при прочтении. Было интересно наблюдать за тем, как он ловко «втирается» ко всем в доверие и приближается к намеченной цели.
Еще нельзя не отметить Крутицкого в исполнении заслуженного артиста РФ Мурада Султаниязова. Актер очень точно передал характер Крутицкого: хитрый, уже слегка теряющий разум из-за старости мужчина, что придавало комичности и заставляло смеяться. Впечатлило это мастерство совмещать в себе некую серьезность и неловкость.
Также очень хорошо передан образ Клеопатры Львовны - богатой, мстительной, достаточно умной, умеющей притвориться вовремя глупой, немного доверчивой женщины.
Фото: Милена Кибукевич
Весьма интересна сцена свадьбы. Когда Глумов уже почти добился цели, женился на богатой девушке, но все обрывается из-за находки «Записок подлеца, им самим написанных». Вообще, на протяжении всего спектакля мы можем заметить, что лицемер не только Егор Дмитрич, но и все остальные герои. Каждый из них пытался показаться хорошим в глазах других, хотя такими они не являются. Как раз в этом хорошо прослеживается и смысл, который заложен в спектакль, и понятен зрителю.
Хочется отметить, что подбор актеров был осуществлен очень удачно, типажи, а также вокальные данные способствовали созданию удивительных образов. Отдельного внимания заслуживают композитор и музыкальный руководитель, песни, которые исполняли актеры, идеально передавали их характер. Также хороши костюмы и декорации, которые ассоциируются с тем временем, когда это происходило, благодаря чему создавалась приятная атмосфера старины. Касаемо декораций, было интересно, что фон почти не менялся, менялись лишь предметы, это тоже имело идейно-смысловую нагрузку.
Фото: Милена Кибукевич
В целом впечатление от постановки хорошее. После просмотра спектакля действительно задумываешься о многих проблемах, которые актуальны и сейчас. Пьеса, известная еще давно, заиграла совсем по-другому. Такие серьезные проблемы показаны с долей комичности, благодаря чему зритель лучше все понимает и анализирует.