ART CLUB
«Дети солнца»
по Рощину: почему миры «орлов» и «кротов» никогда
не пересекутся
Автор: Руслана Юркова

Под куполом с фресками, балконами с барочным золотым цветочным орнаментом и королевским красным занавесом гостя Александринского театра встречает полупустая белая сцена с рядом кроватей и ванной. За сценой торчит столб, а над ней висят мигающие лампочки. Именно так открывается спектакль «Дети солнца» режиссёра Николая Рощина для членов Арт-клуба СПбГУ

Он поставлен по одноимённой пьесе Максима Горького. Писатель работал над «Детьми солнца» в начале 1905 года во время своего заключения в Петропавловской крепости после участия в событиях 9 января.

Оригинальный сценарий состоит из четырёх действий и рассказывает про мыслящую о высоком интеллигенцию и «тёмный» народ, которые не могут понять друг друга. В переработанной версии Николая Рощина все действия происходят в одних и тех же декорациях на протяжении двух часов без перерыва.
Фото: Анна Фейш
Представление начинается с того, как интеллигент и учёный Павел Фёдорович занимается химией, а мужчина крестьянской наружности забирается на электрический столб, чтобы побить по нему палкой и починить мигающий свет. Уже на этапе знакомства с обстановкой и героями спектакля становится понятно, что одни — простые люди, которым отводится небольшая «каморка» с кроватями, а другие — интеллигенция с большими свободными пространствами и бытовыми излишествами.

Павел Фёдорович предстаёт перед зрителем учёным-энтузиастом. Он занимается чистой наукой и отказывается от того, чтобы превратить свои знания в источник заработка. Кроме химии, ему мало что интересно, даже отношения с собственной женой.

Сестра Павла Фёдоровича Лиза постоянно страдает из-за жестокости мира. Жена учёного Елена Николаевна чувствует себя нелюбимой и ищет тепла на стороне, невзирая на безрезультатные попытки другой женщины привлечь внимание её мужа.
Фото: Вера Хистиева
Пока среди представителей интеллигенции бурлят страсти, разгораются споры о мирной или жестокой природе человека, в углу сцены свои истории проживает народ. Для них мир прост, как палка: жена принадлежит мужу, завравшегося человека можно усмирить кулаками, для брака не так и нужна любовь — но если в их мире появляется что-то непостижимое, вроде науки, этому приписываются сверхъестественные свойства.

Эти два мира не пересекаются — мало кто вообще задумывается о том, чтобы проложить между ними мосты.
По представлению интеллигенции, они являются «орлами», смотрящими на землю
с высоты, видящими куда больше остальных, ведущими общество вверх к солнцу. Простой народ — «кроты», роющие землю, замечающие лишь низменные вещи и
не ведающие о высоком
Они лежат на кроватях в своём углу, иногда появляясь в сюжете только для выполнения незатейливых задач: «принеси», «передай», «не мешай». Для «орлов» жизнь «кротов» не представляет интереса, а любые попытки последних заявить о себе вызывают смех. Тем не менее «орлы» «кротов» побаиваются, ведь эти необразованные существа не видят, что интеллигенция делает для совершенствования мира.
Фото: Руслана Юркова
Конфликты в группах переплетаются с всеобщим недопониманием. Белый холодный свет на сцене начинает мигать всё чаще и более раздражающе, чтобы окончательно выключиться с громким хлопком.

Уже привычная зрителю сцена внезапно меняется: появляются скрытые до этого музыканты, действующие под руководством дирижирующего Павла Фёдоровича. Смена театрального представления на инструментальный концерт становится эмоциональной точкой в повествовании.

Несмотря на то что на четвертом этаже под витриной находятся старинные предметы одежды и быта, а оригинальная пьеса датирована 1905 годом, всё происходящее на сцене понятно современному человеку. Переживания и страхи людей начала XX века также близки и нам.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website